Модульоны на углах

Оригинал взят у soul_of_house в Модульоны на углах
Один из постов, которые давно хотела написать, но никак не складывалось. А тут, сначала я толкнула похожу речь для zlatenika, к слову пришлось, за что ей большая благодарность, а потом завернула в Армянскую церковь св.Екатерины на Невском – с очень хорошим материалом к теме.

Итак – в ордерной классической архитектуре есть такие элементы на антаблементах, которые идут с неким шагом и разбивают горизонтальность этих элементов. Они могут разными – от самых маленьких, сухариков, до огромных кронштейнов. Некий промежуточный вариант называется «модульоны». В среднем – сухарик – простой и прямоугольный и маленький, модульон может быть простым и просто побольше или выглядит как резной листик, а кронштейн уже имеет сложную форму, часто волютой (завитушкой) или на нем может уже поместиться целая башка кого-нибудь прекрасного. Не важно.

Речь будет идти о модульонах – но похожие проблемы относятся и к сухарикам и к кронштейнам и любым другим отдельным и повторяющимся элементам на длинном карнизе.

Итак – Их нужно расположить с определенным шагом так, чтобы они к краям пришли ровно и красиво. Задача вроде бы не сложная, если не учитывать еще и того, что по правилам они еще и должны соотноситься с колоннами – то есть по оси колонны должна попасть или ось модульона, или середина между соседними. Начинаете оценивать задачу? Но ладно, предположим у нас просто стена, без колонн и можно просто разбить на одинаковые расстояния и разложить. Нет проблем. Можно попробовать их располагать почаще или поближе – посмотреть, как будет красивее. Это важно – и это как раз задача архитектора.
Но. Вопрос. А что происходит, когда стена поворачивает?


Армянская церковь св.Екатерины. Арх. Фельтен.

Если она поворачивает под 90 градусов – это вопрос более-менее решаемый – в углах остается по квадратику. Теперь в условия задачи добавляется вынос выступающей части так, чтобы сохранить расстояние модульонов. Или размеры пропорций помещения – чтобы ровно укладывался шаг модульонов.
Сделать этот квадратик красивым получается не всегда.

Вот пример на павильона Аничкового дворца – в край поставить не получилось – съехало вбок, получился не квадратик – а черт знает что. Не гуд:

(и да - это уже модульоны, а не сухарики - достаточно большие)

Иногда туда делают угловой элемент (это чаще на больших выносах с кронштейнами), иногда хитреньким образом обрывают модульоны (сухарики, кронштейны) раньше. (был в Питере пример, точно фотографировала, потеряла – найду добавлю).
В конце XIX века уже могли вполне вольно располагать кронштейны – там, где надо – не обязательно в метричной последовательности, и хитро этот вопрос обходить:

(тут кронштейны, и не очень хороший пример - но пусть будет, это где-то на Невском)

И сразу – для камертона красоты – как это сделано на Казанском соборе – архитектор не стал подводить модульоны к краю и придумывает отдельный элемент – розетку на углу:


Но! Далеко не всегда карнизы поворачивают под углом в 90 градусов. И выносы не обязательно достаточно большие для размещения целого шага модульонов. И?...
Вариантов может быть много. Но красивые встречаются редко.
Вот от этого у меня легкое ощущение «пьяного строя»:

Армянская церковь св.Екатерины. Арх. Фельтен.

С сухариками проще – их можно подхалтурить и чуть-чуть увеличить-уменьшить чтобы попадало. С кронштейнами на больших выносах – вообще вилы – потому что любая «пьяность» режет глаз.

Проблема та же - на более мелких элементах – утолщенные на углу «яйца» иоников:

бээээ (опять таки - где то на Невском - кажется дом №55), но это частая штука - вот такая распухшая штука на углу.

Выше – в церкви св. Екатерины – сделаны отдельные элементы-листочки на углах – это лучше. А на Казанском соборе (тоже см выше) этот элемент вообще отрисован идеально (как и остальные) – сразу можете сравнить уровень качества.


отдельные мелкие архитектурные наблюдения и ссылки на посты тут для отслеживания вывешиваю в телеграм-канал https://t.me/soul_of_house

Поздравляю Вас с публикацией первой работы в Сообществе ))
Получилась прекрасная статья, небольшая и очень интересная.
Я тоже частенько, рассматривая какую -нибудь классику, пытался разобраться - а что же будет со всеми этими деталями происходить на углах и всяких поворотах?
Теперь все становится более понятным!
Спасибо!
А теперь Вы уже "кадровый сотрудник" журнала ))
Подбирайте другие материалы и спокойно направляйте в Сообщество!
Обстановка на сайте благожелательная, никто ни с кем не ругается. Ну - иногда только поспорим из-за стилей, но это деловые и творческие споры, для души .....)))