ЗАПИСКИ О СМОЛЕНСКЕ. Часть 3. Храм Петра и Павла в Вязьме и история рода Барышниковых

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАПИСКИ О СМОЛЕНСКЕ. Часть 3. Храм Петра и Павла в Вязьме и история рода Барышниковых

  В южной части Вязьмы напротив Иоанно-Предтеченского монастыря за рекой Бебря стоит интереснейшее монументальнее здание – храм Петра и Павла, построенный с преобладанием признаков классицизма в 1805-1806 годах по заказу И. И. Барышникова.





    Майор артиллерии Иван Иванович Барышников владел огромными средствами и обладал при этом хорошим вкусом. К созданию архитектурных сооружений он привлекал лучших зодчих своего времени. Храм Петра и Павла возводили крепостные архитекторы Барышникова Дмитрий Поляков и Яков Жданов, ученики Матвея Казакова.




    Интересно, что нынешняя каменная церковь возникла на месте деревянной, построенной в 1725 году. В 1770 году у нее появились два придела, устроенные на деньги внезапно разбогатевшего мещанина Ивана Сидоровича Барышникова, основателя известного рода. На кладбище при деревянном храме были похоронены его мать и жена.

    Каменная церковь Петра и Павла была возведена сыном И. С. Барышникова в память о них, о чем свидетельствовала надпись на вделанной в западную стену храме доске (не сохранилась): "На месте покоящихся бабки Акулины Ивановны и матери Софии Савичны Барышниковых построен сей храм во славу Божию из уважения к праху родительницы в лето от Р.Х. 1806-е".






   О происхождении сказочного богатства рода Барышниковых ходили легенды.
    Иван Сидорович, небогатый вяземский мещанин, в период Семилетней войны (1756-1763) участвовал в походе русской армии под командованием фельдмаршала С. Ф. Апраксина в Восточную Пруссию в качестве маркитанта, занимаясь поставкой съестных припасов к столу главнокомандующего.

    В битве под Гросс-Егерсдорфом (19 августа 1757 г.) войска Фридриха II были разбиты (правда, нужно отметить, что у русской армии было почти двукратное численное превосходство - 55 тысяч солдат против 28 тысяч), после чего дорога на Кёнигсберг была открыта.






    Но вместо того, чтобы развивать наступление, фельдмаршал Апраксин приказал отсупать за Неман в Лифляндию.
    Причиной этого, скорее всего, стала внутриполитическая ситуация в России: императрица Елизавета Петровна серьезно заболела, и узнавший об этом главнокомандующий русской армии, опасаясь опалы от наследника престола Карла-Петера-Ульриха (будущего императора Петра III Федоровича, большого поклонника короля Пруссии Фридриха II), решил пожертвовать победой русской армии ради своей будущей карьеры (впрочем, ради справедливости, нужно сказать, что в русской армии в это время началась сильнейшая эпидемия оспы, косившая солдат не хуже прусских пуль).
    Но так или иначе, фельдмаршал Апраксин просчитался.


Фельдмаршал Степан Федорович Апраксин (1702 - 1758):





    Елизавета Петровна выздоровела, а мир с Фридрихом II, на что рассчитывал главнокомандующий не был заключен. Война продолжилась.

    Накануне своей отставки, чувствуя, что над ним сгущаются тучи, Апраксин поручил своему верному, как ему казалось, маркитанту Барышникову доставить в Россию своей семье несколько бочонков, в которых, по его словам, находилось вино, однако на самом деле они были наполнены золотыми червонцами. В пути Барышников узнал о смерти Апраксина, который, повелением императрицы Елизаветы был заключен в крепость, где и умер.
    Предприимчивый маркитант передал вдове фельдмаршала вино, а все золото присвоил себе.

    Именно таким образом Иван Сидорович Барышников (не правда ли, характерная фамилия?) и сделался миллионером и обладателем более 10 тысяч крепостных крестьян.
    Не будучи дворянином и не имея поэтому права владеть крепостными, Барышников скупал на чужое имя многочисленные имения, причем не только на Смоленщине, но и в Пензенской, Нижегородской и Саратовской губерниях. Огромное состояние И. С. Барышникова унаследовал его единственный сын Иван, получивший дворянство в 1789 году.

    Иван Иванович Барышников, в отличие от своего отца, стремился не только к накоплению богаств, но и активной культурно-просветительной деятельности. В частности, он прославился как крупнейший коллекционер картин самых известных художников своего времени: в его галерее были представлены работы Левицкого, Брюллова и даже Рафаэля. В его имении Алексино работала школа крепостных художников и был создан оркестр из крепостных музыкантов. Для него  и его семьи более 15 лет работал В. А. Тропинин.

    Вот, например, портрет А. И. Барышникова, выполненный Тропининым в 1829 г.:






Храм Петра и Павла, который вязьмичам больше известен как Георгиевский – по названию одного из приделов, - требует как можно более скорой реставрации.
   Несмотря на то, что он, как видите, является архитектурным памятником, находящимся под защитой государства,




состояние его более чем плачевное.














  В 1992 году храм был передан епархии, но, видимо и РПЦ он оказался не слишком нужным. Ведь после этого прошло уже четверть века, а никаких видимых улучшений в его состоянии, увы, так и не наблюдается.

















    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

    Полный текст о Вязьме, ее истории и других памятниках можно прочитать здесь:

http://sergeyurich.livejournal.com/959010.html.


 
О метках - уточнение ))
ЗдОрово!

На одну деталь я давно хотел обратить внимание своих друзей по журналу.
ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ, О МЕТКАХ ЖУРНАЛА!

В системе меток есть главные (1, 2, 3 ит.д.) и есть дополняющие и уточняющие (1.1 или 7.2 ит.д.).
Все метки имеют не географический, а скорее ИСТОРИЧЕСКИЙ характер.

То есть "1.5 - Архитектура Смоленска", это не вообще о Смоленске - а о ДРЕВНЕРУССКОЙ архитектуре Смоленска. Об архитектуре Смоленска с незапамятных времен и до 17 века, а затем начинается архитектура Нового времени, архитектура петровских времен.........

То же самое, допустим, про Новгород и все остальные метки (1.1, 1.2, 1.3 .....), которые только уточняют понятие ДРЕВНЕРУССКОЙ архитектуры.

Поэтому я исправил метку "Архитектура Смоленска" на "Стиль КЛАССИЦИЗМ".
Надеюсь - я доходчиво разъяснил ........))
Re: О метках - уточнение ))
Григорий Васильевич, я рад, что Вам понравился мой очередной материал!

Но, я бы сказал, что Вы не вполне все доходчиво разъяснили насчет меток. Нет, в основном все понятно, но вопросы остаются.

Я и раньше говорил, что система меток в нашем журнале, на мой взгляд (и не только на мой, кстати) далека от совершенства. В ней нелегко разобраться, и часто бывает так, что не знаешь, какую именно метку нужно поставить под тем или иным материалом.
Я думаю, что систему меток нужно пересмотреть.

Честно говоря, не очень понимаю, почему к одним статьям о Вязьме метка "архитектура Смоленска" подходит, а к другим - нет. Да, материал о церкви Петра и Павла в Вязьме имеет непосредственное отношение к классицизму как архитектурному стилю, но ведь это все равно смоленская архитектура. Не так ли?
Например, где метка "архитектура Нового времени", о которой Вы пишите?

Впрочем, я как и раньше, буду отправлять свои материалы исходя из того списка меток, который Вы создали. А уж Ваше право их пересматривать.

Прошу Вас считать этот комментарий не столько критикой, сколько проявлением желания улучшения нашего сообщества.

С уважением, С.Ю.
Re: О метках - уточнение ))
Спасибо за Ваш оперативный ответ. Да - система меток непривычная, я с Вами согласен.....
Буду думать, надо совершенствовать ........... Вы правы ))

А в статье о Вязьме Вы все правильно поставили - это действительно Древнерусская архитектура Смоленского ..... ну, что ли "региона"? Конечно - не "города" Смоленска..........

Вот тут где-то и прячется истина :)
Где моя лопата? буду копать ))
Re: О метках - уточнение ))
Григорий Васильевич, не стоит благодарности! Ведь, в конце концов, мы делаем одно дело!

Конечно же, систему меток нужно совершенствовать.

Разумеется, Вязьма - это не город Смоленск, но это ведь Смоленская область, а в древности - и удельный город Смоленского княжества (впрочем, в определенные времена - часть Литовского государства, а также Московской Руси). Как определить, какие именно метки в большей степени подойдут? Я не знаю...

Желаю Вам хорошей "лопаты". Впрочем, на мою скромную помощь Вы также можете рассчитывать! )))

С. Ю.
Вчера вечером я занялся обновлением меток и проклял все на свете. Во-первых еще раз понял, что сама структура ЖЖ не дает возможности сделать нужные действия. Она не рассчитана на подобный углубленный подход. Это ЖЖ - то есть все упрощенное, годится на загрузку "постов" ((((
В результате потерял метку про Смоленск и восстанавливал заново.
И к Вам просьба - просмотреть все статьи про Смоленск, их немного, и проверить -
1 - если о древнем Смоленске = должны быть метки "Древнерусская архитектура" и "Зодчество Смоленских земель".
2 - если постройка 18 века и позднее = проверить Стиль.
Надеюсь на помощь ))
Просмотрел статьи про Смоленск. Теперь все хорошо. "Зодчество Смоленских земель" - очень удачная метка.
Спасибо!
Начал готовить дополнительные материалы, в которых будут более подробно разъясняться сложные вопросы, о которых мы говорили. Надеюсь, что это поможет всем нам найти ту самую "золотую середину", что бы все было коротко, и все было ясно, ))
Добрый день, Григорий Васильевич!
Не стоит благодарности!
С нетерпением жду Ваших дополнительных материалов!
Как всегда можете рассчитывать на мою посильную помощь, если она Вам понадобится, конечно же.