ЗАМЕТКИ О СМОЛЕНСКЕ. Часть 5. Талашкино - Фленово

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О СМОЛЕНСКЕ. Часть 5. Талашкино - Фленово

  Если уж вы приехали в Смоленск хотя бы на два-три дня, то обязательно посетите замечательное местечко Талашкино, известное тем, что именно здесь в конце XIX – начале ХХ в. был один из крупнейших в России культурно-художественных центров.

    Впрочем, когда говорят о Талашкино, чаще всего имеют в виду не этот современный поселок городского типа, расположенный примерно в 20 км к югу от Смоленска, если ехать по Рославльскому шоссе, а деревню Фленово с его интереснейшим историко-архитектурным заповедником под названием «Теремок».




    История и Талашкино, и Фленово связана с именем княгини М. К. Тенишевой.

    Впрочем, обо всем по порядку.




    Мария Клавдиевна Тенишева (1867 – 1928), общественная деятельница, меценатка, создательница художественного центра Талашкино, родилась в Петербурге.

    Фотография М. К. Тенишевой в здании созданной ею сельскохозяйственной школы во Фленово:





    С 1892 г. в ее доме стал складываться кружок художников и музыкантов. Княгиня Тенишева всю свою жизнь щедро помогала многим деятелям искусства. Обладая тонким вкусом и обширными знаниями, она с увлечением коллекционировала картины, предметы старины, произведения декоративно-прикладного искусства.
    В 1898 г. она передала в дар Русскому музею богатую коллекцию акварелей и рисунков русских и зарубежных художников, а в 1911 г. подарила городу Смоленску созданные ею музей «Русская старина».




    Вклад М. К. Тенишевой в развитие культуры Смоленщины неоценим. Ею были открыты рисовальная школа в Смоленске и сельскохозяйственная во Фленове. Она финансировала археологические раскопки в городе и его окрестностях, оказывала помощь раненым в период Русско-японской и Первой мировой войн, основав лазарет.

    В 1911 году в благодарность за передачу городу художественной коллекции смоляне присвоили Тенишевой звание почетного гражданина города.




    Ее имя носит улица, на котрой расположено здание музея «Русская старина».




Портрет М. К. Тенишевой (художник А. П. Соколов):





   Село Талашкино известно с XVII века. В эпоху польского владычества при короле Сигизмунде III оно было пожаловано польскому шляхтичу Гейдалу Талашке (откуда и название), а в начале XVIII века за верную службу русскому престолу даровано одному из представителей этого шляхетского рода Шупинскому.
    Впоследствии семья обрусела, и в конце XIX века владелицей имения Талашкино стала Е. К. Святополк-Четвертинская, урожденная Шупинская, подруга княгини М. К. Тенишевой. В 1893 году она продала имение князю В. Н. Тенишеву. С этого времени на протяжении более двух десятков лет (вплоть до 1914 г.) Талашкино играло значительную роль в культурно-художественной жизни России, сопоставимую с подмосковным Абрамцевым.

Портрет княгини Тенишевой работы И. Е. Репина (1896 г.):




    Сюда приезжали знаменитые художники (М. А. Врубель, К. А. Коровин, И. Е. Репин, Н. К. Рерих, С. В. Малютин, А. Н. Бенуа и многие другие), композитор Игорь Стравинский работал здесь над балетом «Весна священная». В Талашкино были созданы балалаечный оркестр и театр, художественные мастерские.
    К сожалению, время не пощадило многочисленные жилые и хозяйственные постройки Талашкино.


Макет барского дома во Фленово:





    В 1894 году княгиня М. К. Тенишева приобрела у помещицы Красноленской хутор Фленово, находившийся примерно в 2 км от Талашкино.

Памятник княгине М. К. Тенишевой во Фленово:






    Там была устроена сельскохозяйственная школа, разбиты сады, появилась плотина и искусственные водоемы.

Сельскохозяйственная школа:




    В 1989 году тенишевская плотина была укреплена и оборудована шлюзом, рядом построили еще одну плотину. В результате этих работ вода скрыла многие особенности старинного ландшафта.
    Но даже несмотря на это, и сейчас пруды возле Фленово выглядят как прекрасный уголок русской природы:














    На западном склоне холма в 1901 году по проекту художника С. В. Малютина был возведен сказочный «Теремок».







    Эта двухъярусная (верхний ярус бревенчатый, нижний – кирпичный) постройка, решена в неорусском стиле и имеет оригинальное убранство в духе народного искусства.








    С. К. Маковский так писал об этой удивительной постройке: «Крыша красивыми шатрами высоко поднимается над узорными наличниками окон, расписанными во многие цвета; словно фантастические ожерелья, пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветков, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочные «солнца», волнистые нити всевозможных кружев, полосок, звезд, «квадратов».

    Вот лишь несколько деталей внешнего убранства «Теремка»:









































    Недалеко от «Теремка», на вершине холма, высится храм Святого Духа, возводившийся в 1902 – 1903 годах по проекту С. В. Малютина, И. Ф. Барщевского и самой княгини М. К. Тенишевой.





    Эта церковь в неорусском стиле, по замыслу ее создателей, должна была служить усыпальницей Тенишевых. Храм, однако, так и не был окончательно обустроен и освящен, в нем никогда не проходили службы, поэтому культовым сооружением его можно считать только условно.



    Над росписью интерьера храма Святого духа в 1908 – 1914 годах работал Николай Рерих, высоко ценивший творческую атмосферу, созданную в усадьбе Талашкино ее хозяевами и гостями.
    «У священного очага, вдали от городской заразы творит народ вновь обдуманные предметы без рабского угодства… Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы… Кругом открывается столько истинно занятного, столько уносящего от будней», - писал художник в 1905 году.




    До наших дней сохранилась созданная по эскизу Н. Рериха великолепная смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный», помещенная в тимпане западного притвора.
    К нашему величайшему сожалению (здесь я говорю как эгоистичный турист), в настоящее время она находится на реставрации:







    Поэтому ничего не остается, как предложить вам фото, позаимствованное из сети:










    Наверное, было бы несправедливо, говоря о княгине М. К. Тенишевой, не упомянуть о ее супруге, благодаря которому, во многом и стала возможной ее активная меценатская деятельность.

Портрет князя В. Н. Тенишева (автор: Леон Бонна, 1896 г.):




    Князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1844 – 1903), крупный промышленник и ученый, финансировал деятельность своей жены М. К. Тенишевой, являясь совладельцем Брянского машиностроительного завода.
    В Петербурге им было основано лучшее в России коммерческое училище.

Бывшее Тенишевское училище на Моховой улице в СПб:




    Серьезно увлекшись этнографическими исследованиями, князь В. Н. Тенишев написал и опубликовал в Смоленске «Программу этнографических сведений о крестьянах Центральной России», представляющую научную ценность и в наше время.
    Умерший в 1903 г. в Париже князь Тенишев был похоронен в крипте недостроенного храма Святого Духа. В годы революции захоронение было осквернено, и где теперь находятся его останки неизвестно. Возле храма Святого Духа во Фленове лишь установлен крест в память о В. Н. Тенишеве.

    Возникает такая мысль: если бы все дворяне и промышленники были таковыми как князь Вячеслав Николаевич Тенишев и его супруга Мария Клавдиевна, может быть, и не понадобилась бы революция под лозунгом «Грабь награбленное!»?


    Покидая Фленово:








    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.



Усадьба Фленово - место очаровательное )
Совершенно с Вами согласен!
Во Фленово (особенно пока там не появляются толпы туристов, идущих за гидами как бараны ха пастухом) просто отдыхаешь душой.
Видно сразу же, что эта усадьба обустраивалась с любовью к прекрасному.
Здесь Модерн плавно переходит в Неорусский стиль, и где кончается одно и начинается другое - вряд ли кто разберется. Да и зачем? Пускай эта красота спасает этот мир ,,,,)))
Да, здесь есть совершенно очевидные признаки и одного и другого. Я сначала долго думал, как сие можно классифицировать, а потом, махнув на это рукой, решил: да какая разница! Это просто замечательно красиво, вот и все!