Тысячелетие Русской архитектуры

Сегодня в библиотеках есть многие тысячи книг, где изложена вся история отечественной архитектуры и расписаны до деталей все исторические периоды, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала  Архитектурный стиль.


Кроме этого данная статья может считаться и своеобразной иллюстрацией «Меток» журнала


1.  Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого  и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская  школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV - XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.


Из общего объема Древнерусской архитектуры в Журнале выделены некоторые регионы, в которых сосредоточено большое количество прославленных памятников архитектуры. По мере поступления в Журнал новых материалов этот список будет уточнен и дополнен.

1.1 - Архитектура Новгорода Великого
Древнейший русский город сохранил огромное количество прекрасных памятников зодчества XI -  XVII веков. В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. Обрушившее на Русь татаро-монгольское нашествие почти не коснулось новгородских земель. В XIII и XIV веках Новгород Великий становится одним из крупнейших городов Руси. И позднее, когда началось объединение русских земель вокруг Москвы, Новгород долго отстаивал свою независимость. В зодчестве Новгород продолжал идти своим путем, развивая старые художественные традиции, и подчеркнуто противопоставляя свое искусство новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы.
Мощные стены с маленькими окошками, нарочитая неровность каменной или оштукатуренной поверхности, скупость деталей, простота и аскетичность отделки. Новгородская архитектура резко выделяется своей образной характеристикой, её невозможно спутать с другими направлениями в древнерусской архитектуре.
Древний Новгород («Господин Великий Новгород» - центр вольной Новгородской Руси), и все Новгородские земли сегодня можно назвать огромным музеем Древнерусской архитектуры.

Новгород.jpg
Софийский собор в Новгороде Великом, 1045-1050 гг. За многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и расширялся. Выдающийся памятник древнерусского зодчества, древнейший памятник каменной архитектуры Руси.

1.2 - Зодчество Псковских земель
Псков был одним из крупнейших городов, важнейшим оборонительным и торговым центром Руси. Многие годы древний Псков был и столицей независимой Псковской республики.
Так же как и Новгород, Псков избежал нашествия татаро-монгольских орд.
В основном здания в Пскове строились из плитняка с обмазкой и побелкой стен. Поверхность стен не выравнивали, и волнистая обмазка создала необычный эффект скульптурности здания.
Древняя Псковская архитектура необыкновенно созвучна природе и окружающему ландшафту.

Запсковье.jpg
Церковь Богоявления с Запсковья, 1496 г.

1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество
Владимиро-суздальское княжество занимало обширные земли. Владимир на Клязьме был основан в XII веке.
Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль – вот только наиболее главные города этого края.
Местный белый известняк был главным строительным материалом, из отдельных тесаных камней и выкладывались стены. Из белого камня выполнены и детали отделки – рельефы, колонки, скульптуры. Белокаменная архитектура построек этого периода Древнерусской архитектуры может быть блестяще выражена даже одним сооружением - церковью Покрова на Нерли.

Нерль.jpg
Церковь Покрова на Нерли,1165 г. Фрагмент фасада.

1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля
Ростов Великий, Углич и Ярославль, земли к северу от Москвы, сохранили огромное количество великолепных памятников Древнерусской архитектуры.

Ростов.jpg
Ростовский Кремль «Метрополичий двор», XVII в.

1.5 - Зодчество Смоленских земель
Расположенный на западных рубежах славный город Смоленск не раз становился защитником Русской земли. «Город на холмах» сохранил прекрасные памятники архитектуры домонгольского периода. Стены и башни города - запоминающийся ансамбль древнерусской архитектуры. Ансамбль на соборной горе поражает внимание уже на подъезде к Смоленску.

Смоленск.jpg
Свирская церковь,  ХII века - центрическая ступенчатая композиция храма  Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления,  которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений.

1.6 - Архитектура Московского царства
Со второй половины XV века начинается новый этап – объединение отдельных русских земель и княжеств вокруг Москвы. С 1476 года прекращается уплата дани Золотой орде.
С этого времени появляется централизованное русского государство - вторая половина XV и до конца XVII века. (по техническим причинам оказалось невозможным вписать слово «государство» в название метки, так что пришлось ограничиться названием – Архитектура Московского царства)
В новой исторической обстановке строительство монументальных зданий в Москве приобретало важное политическое значение. С расширением масштабов строительства наряду с белым камнем начинает применяться кирпич. Со времени Ивана III (1462-1505 гг.) усилилось градообразующее значение Московского Кремля.
Но с объединением в единое государство региональные архитектурные школы не прекратили свое существование. И в архитектуре отдельных земель – Новгорода и Пскова, Смоленска и Твери, Владимира, Ярославля и других регионов еще многие годы продолжалось строительство в своих «исконных» традициях. Но постепенно новые архитектурные веяния охватывали всю территорию Московского государства.

Кремль - Иван Ш.jpg
Художник  Ап. Васнецов - Московский Кремль при Иване III

1.7 - Деревянная архитектура севера
Деревянная архитектура – исконно русское искусство. Построенные из бревен, простые и лаконичные сооружения всегда были любимы русским народом. Из дерева на Руси строили все – городские стены и храмы, дворцы и избы. К сожалению, дерево – недолговечный материал. И в наши дни рубленые деревянные дома и деревянные церкви сохранились лучше всего в северных областях. В музеях деревянного зодчества можно увидеть и почувствовать красоту и лиричность деревянной архитектуры.

Деревяшки.jpg
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы»

1.8 - Древнерусские крепости
Почти каждый древнерусский город начинался со строительства городских стен. И в самом слове «город» слышится его первоначальное значение. Кремли, кромы, детинцы, городские стены, все эти крепостные сооружения в основном сохранились до нашего времени. Крепостной характер имеют и многочисленные монастыри Руси.
Тема «Древнерусские крепости» очень широкая - от строгих и аскетичных крепостей Пскова и Изборска, масштабных стен Смоленска, охватывающих огромную территорию города, и до изящных монастырей Центральной Руси. Многие из них возведенных уже во второй половине XVII в. и тоже имеют все качества крепостей, но их оборонительные свойства уже не пригодились.

Псков-1.jpg
Кром - Псковский Кремль, вид от места впадения Псковы в реку Великую.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Фили-стиль.jpg
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

................................................................................................................................................................................................
В этом месте нужно провести жирную линию, подвести черту....... :)).
Так как мы подошли к важнейшему этапу в истории Русской архитектуры. На рубеже XVII – XVIII веков заканчивается 700-летний период Древнерусской архитектуры и начинается развитие новой, ордерной по своей сущности системы. Академик Игорь Грабарь называл Древнерусскую архитектуру «До-Петровской архитектурой».

Необходимое уточнение: к Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того. Иногда к стилям относят только «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.

А для нас с Вами важно то, что с этого рубежа начинается понятие  «Архитектурный стиль»
- то есть в истории России стили начинаются  с XVIII века, со стиля Барокко.

Итак, мы добрались, наконец-то до Стилей, которые были обещаны уже в названии Журнала.
................................................................................................................................................................................................
3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Царское село-стиль.jpg
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дом Пашкова.jpg
Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.

Царицыно.jpg
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.

Главный штаб-стиль.jpg
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7.  Эклектика
1830 – 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике

Николаев. набер-стиль..jpg
Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне -  http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255

Модерн-стиль.jpg
Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9.  Ретроспективизм
1905 – 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно.  Примеры трех основных течений в ретроспективизме -

9.1 - Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.

Киевский вокзал.jpg
Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.

9.2 - Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность....

Ссудная казна.jpg
Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

9.3 - Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве - трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.

Малая Грузинская.jpg
Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.


Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее - дать общее, очень схематичное понятие о том, как развивалась Древнерусская  архитектура в отдельные исторические периоды до конца XVII века,
и как менялись Стили архитектуры с XVIII века и до 1917 года.
.....................................................................................................................................................

Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.

Фотографии:
Почти все представленные в статье фотографии выполнены авторами опубликованных статей.
И их можно найти и подробно рассмотреть на страницах журнала.

Ну - ЖЖ в своем репертуаре.....
Загрузил сегодня в 13ч.24м. вот эту самую статью. Включаю ленту друзей - и что я вижу?
Моя статья, загруженная в мое сообщество - и не отражается в ленте друзей сообщества - http://architectstyle.livejournal.com/feed/ - как говорится, дальше ехать некуда (
В моей ленте друзей она отразилась. Правда, я смотрел ее только лишь сегодня утром.
Вот спасибо, Григорий Васильевич!
Необходимая заглавная статья, очень удобно - в качестве справочника при определение стиля здания.
У меня в ленте не отражалась(
Я специально сделал очень короткой вступительную часть и обрезал её "под кат" после первой фразы. Это все для того, что бы статья - находясь на первом месте - в тоже время "не давила" на новый материал.
Но что то в этом роде сделать было необходимо, поскольку тема архитектурных стилей известна немногим, и вступительная статья послужит неким справочником )
Замечательный нужный материал для определения понятий и исходных!
Немного не понял.... Не нравится данная фотография или вообще не нравится данное сооружение, или не нравится - как выполнена т.н. "реставрация" ? Поясните Вашу мысль....)
Не нравится, что в качестве примера стиля приведено фото сооружения, которое очень спорно в плане того, к какому веку и к чьему авторству оно относится
При всех условиях - дать какую-либо информацию об этом стиле необходимо.
В Царицынском дворце автором данного варианта является М.Ф.Казаков, и при всех минусах данного восстановления надо отметить, что фасады "очень похожи" на авторские чертежи.
Можно, конечно поставить другую фотографию, например Петровского подъездного дворцы, но его тоже делали и переделывали десятки раз.
http://www.yamoskva.com/sites/default/files/imagecache/ib_large/images/13.%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86.%2018.06.17.005..jpg - такой Вам больше по-душе?
Я не профессионал, но ругательства в адрес того, что получилось, свежи и на слуху, в отличие от того же Петровского дворца.
А что-то из работу Баженова в том же Царицыно не подойдет? Или храм в Быково? Кстати, Быково было в сообществе?
Да было, но далеко не блеск. Ладно, договорились - взял на заметку ))