archistorik (archistorik) wrote in architectstyle,
archistorik
archistorik
architectstyle

Categories:

Тысячелетие Русской архитектуры

Сегодня в библиотеках есть многие тысячи книг, где изложена вся история отечественной архитектуры и расписаны до деталей все исторические периоды, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала  Архитектурный стиль.


Кроме этого данная статья может считаться и своеобразной иллюстрацией «Меток» журнала


1.  Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого  и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская  школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV - XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.


Из общего объема Древнерусской архитектуры в Журнале выделены некоторые регионы, в которых сосредоточено большое количество прославленных памятников архитектуры. По мере поступления в Журнал новых материалов этот список будет уточнен и дополнен.

1.1 - Архитектура Новгорода Великого
Древнейший русский город сохранил огромное количество прекрасных памятников зодчества XI -  XVII веков. В начале XII века Новгород превращается в вечевую республику. Обрушившее на Русь татаро-монгольское нашествие почти не коснулось новгородских земель. В XIII и XIV веках Новгород Великий становится одним из крупнейших городов Руси. И позднее, когда началось объединение русских земель вокруг Москвы, Новгород долго отстаивал свою независимость. В зодчестве Новгород продолжал идти своим путем, развивая старые художественные традиции, и подчеркнуто противопоставляя свое искусство новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы.
Мощные стены с маленькими окошками, нарочитая неровность каменной или оштукатуренной поверхности, скупость деталей, простота и аскетичность отделки. Новгородская архитектура резко выделяется своей образной характеристикой, её невозможно спутать с другими направлениями в древнерусской архитектуре.
Древний Новгород («Господин Великий Новгород» - центр вольной Новгородской Руси), и все Новгородские земли сегодня можно назвать огромным музеем Древнерусской архитектуры.

Новгород.jpg
Софийский собор в Новгороде Великом, 1045-1050 гг. За многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и расширялся. Выдающийся памятник древнерусского зодчества, древнейший памятник каменной архитектуры Руси.

1.2 - Зодчество Псковских земель
Псков был одним из крупнейших городов, важнейшим оборонительным и торговым центром Руси. Многие годы древний Псков был и столицей независимой Псковской республики.
Так же как и Новгород, Псков избежал нашествия татаро-монгольских орд.
В основном здания в Пскове строились из плитняка с обмазкой и побелкой стен. Поверхность стен не выравнивали, и волнистая обмазка создала необычный эффект скульптурности здания.
Древняя Псковская архитектура необыкновенно созвучна природе и окружающему ландшафту.

Запсковье.jpg
Церковь Богоявления с Запсковья, 1496 г.

1.3 - Владимиро-Суздальское зодчество
Владимиро-суздальское княжество занимало обширные земли. Владимир на Клязьме был основан в XII веке.
Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль – вот только наиболее главные города этого края.
Местный белый известняк был главным строительным материалом, из отдельных тесаных камней и выкладывались стены. Из белого камня выполнены и детали отделки – рельефы, колонки, скульптуры. Белокаменная архитектура построек этого периода Древнерусской архитектуры может быть блестяще выражена даже одним сооружением - церковью Покрова на Нерли.

Нерль.jpg
Церковь Покрова на Нерли,1165 г. Фрагмент фасада.

1.4 - Зодчество Ростова и Ярославля
Ростов Великий, Углич и Ярославль, земли к северу от Москвы, сохранили огромное количество великолепных памятников Древнерусской архитектуры.

Ростов.jpg
Ростовский Кремль «Метрополичий двор», XVII в.

1.5 - Зодчество Смоленских земель
Расположенный на западных рубежах славный город Смоленск не раз становился защитником Русской земли. «Город на холмах» сохранил прекрасные памятники архитектуры домонгольского периода. Стены и башни города - запоминающийся ансамбль древнерусской архитектуры. Ансамбль на соборной горе поражает внимание уже на подъезде к Смоленску.

Смоленск.jpg
Свирская церковь,  ХII века - центрическая ступенчатая композиция храма  Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления,  которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений.

1.6 - Архитектура Московского царства
Со второй половины XV века начинается новый этап – объединение отдельных русских земель и княжеств вокруг Москвы. С 1476 года прекращается уплата дани Золотой орде.
С этого времени появляется централизованное русского государство - вторая половина XV и до конца XVII века. (по техническим причинам оказалось невозможным вписать слово «государство» в название метки, так что пришлось ограничиться названием – Архитектура Московского царства)
В новой исторической обстановке строительство монументальных зданий в Москве приобретало важное политическое значение. С расширением масштабов строительства наряду с белым камнем начинает применяться кирпич. Со времени Ивана III (1462-1505 гг.) усилилось градообразующее значение Московского Кремля.
Но с объединением в единое государство региональные архитектурные школы не прекратили свое существование. И в архитектуре отдельных земель – Новгорода и Пскова, Смоленска и Твери, Владимира, Ярославля и других регионов еще многие годы продолжалось строительство в своих «исконных» традициях. Но постепенно новые архитектурные веяния охватывали всю территорию Московского государства.

Кремль - Иван Ш.jpg
Художник  Ап. Васнецов - Московский Кремль при Иване III

1.7 - Деревянная архитектура севера
Деревянная архитектура – исконно русское искусство. Построенные из бревен, простые и лаконичные сооружения всегда были любимы русским народом. Из дерева на Руси строили все – городские стены и храмы, дворцы и избы. К сожалению, дерево – недолговечный материал. И в наши дни рубленые деревянные дома и деревянные церкви сохранились лучше всего в северных областях. В музеях деревянного зодчества можно увидеть и почувствовать красоту и лиричность деревянной архитектуры.

Деревяшки.jpg
Музей деревянного зодчества «Малые Корелы»

1.8 - Древнерусские крепости
Почти каждый древнерусский город начинался со строительства городских стен. И в самом слове «город» слышится его первоначальное значение. Кремли, кромы, детинцы, городские стены, все эти крепостные сооружения в основном сохранились до нашего времени. Крепостной характер имеют и многочисленные монастыри Руси.
Тема «Древнерусские крепости» очень широкая - от строгих и аскетичных крепостей Пскова и Изборска, масштабных стен Смоленска, охватывающих огромную территорию города, и до изящных монастырей Центральной Руси. Многие из них возведенных уже во второй половине XVII в. и тоже имеют все качества крепостей, но их оборонительные свойства уже не пригодились.

Псков-1.jpg
Кром - Псковский Кремль, вид от места впадения Псковы в реку Великую.

2.  «Нарышкинское» барокко
Конец  XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Фили-стиль.jpg
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

......................................................................................................................................................
В этом месте нужно провести жирную линию, подвести черту....... :)).
Так как мы подошли к важнейшему этапу в истории Русской архитектуры. На рубеже XVII – XVIII веков заканчивается 700-летний период Древнерусской архитектуры и начинается развитие новой, ордерной по своей сущности системы. Академик Игорь Грабарь называл Древнерусскую архитектуру «До-Петровской архитектурой».

Необходимое уточнение: к Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того. Иногда к стилям относят только «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.

А для нас с Вами важно то, что с этого рубежа начинается понятие  «Архитектурный стиль»
- то есть в истории России стили начинаются  с XVIII века, со стиля Барокко.

Итак, мы добрались, наконец-то до Стилей, которые были обещаны уже в названии Журнала.
...................................................................................................................................................................................
3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга  дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.

Царское село-стиль.jpg
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.

Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к  европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.

Дом Пашкова.jpg
Дом Пашкова  в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.

Царицыно.jpg
Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 – 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 – 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.

Главный штаб-стиль.jpg
Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7.  Эклектика
1830 – 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике

Николаев. набер-стиль..jpg
Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна – современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики – в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи – внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри – наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне -  http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/modern/0-255

Модерн-стиль.jpg
Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9.  Ретроспективизм
1905 – 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно.  Примеры трех основных течений в ретроспективизме -

9.1 - Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.

Киевский вокзал.jpg
Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.

9.2 - Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность....

Ссудная казна.jpg
Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

9.3 - Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве - трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.

Малая Грузинская.jpg
Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.


Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее - дать общее, очень схематичное понятие о том, как развивалась Древнерусская  архитектура в отдельные исторические периоды до конца XVII века,
и как менялись Стили архитектуры с XVIII века и до 1917 года.
.....................................................................................................................................................

Литература:
- История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.

Фотографии:
Почти все представленные в статье фотографии выполнены авторами опубликованных статей.
И их можно найти и подробно рассмотреть на страницах журнала.

Tags: 1. ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА, 3. Стиль БАРОККО, 4. Стиль КЛАССИЦИЗМ, 6. Стиль АМПИР, 7. ЭКЛЕКТИКА, 8. Стиль МОДЕРН, 9. РЕТРОСПЕКТИВИЗМ, Общие вопросы журнала
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments