ЗАМЕТКИ О СМОЛЕНСКЕ. Часть 10. Соборная гора и Успенский кафедральный собор

    Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О СМОЛЕНСКЕ. Часть 10. Соборная гора и Успенский кафедральный собор

  Любой человек, который подъезжает к Смоленску на поезде, просто не может не обратить внимание на величественное здание Успенского кафедрального собора, возвышающееся над всем городом, стоящее на Соборной горе и видное издалека почти из любой точки его центральной части.





    Я даже и не подозревал о том, что этот храм, который ранее я видел лишь на фотографиях, произведет на меня такое сильное впечатление.

    Впрочем, как всегда, я расскажу обо всем подробнее: разумеется, с историческим экскурсом и большим количеством фотографий.




    Архитектурный ансамбль Соборной горы Смоленска в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века.

    Однако уже в XIXII веках здесь на вершине холма, возвышающегося над Днепром, как полагают местные краеведы и ряд историков, располагался детинец – административный и религиозный центр Смоленска, в то время одного из крупнейших городов Древней Руси.






    Впрочем, нужно отметить, что в большинстве случаев, и Смоленск здесь вряд ли является исключением, детинец древнерусского города представлял собой обычно просто обнесенную деревянным частоколом территорию княжеского терема.

    В 1101 году князь Владимир Мономах заложил на вершине холма собор Успения Богородицы. В летописи читаем: «6609. В се же лето Володимер заложил церковь у Смоленьске святое Богородице камяну епископью». Это была первая каменная постройка города. Собор отличался внушительными размерами; достраивал его в середине XII века уже другой князь – основатель смоленской княжеской династии Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха. Храм был освящен в 1150 году.

    Но благодаря выгодному стратегическому положению Соборный холм сохранял значение укрепленной цитадели вплоть до начала XVII века, то есть до тех времен, пока не была построена Смоленская крепость, после чего он оказался внутри этого грандиозного сооружения.

  Вид с Соборной годы на крепостную стену и Костыревскую башню:




    Этот храм, как и другие постройки XII века на Соборной горе, сильно пострадал при взятии Смоленска войсками польского короля Сигизмунда III в 1611 году, когда были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще храма.




    Уникальный для домонгольского зодчества бесстолпный храм сгорел, его остатки из-за невозможности ремонта были разобраны в 1674 – 1675 году, после того как Смоленск окончательно вернулся в состав Московского государства.

    В августе 1677 года присланный из Москвы каменных дел подмастерье Алексей Корольков заложил на месте древнего собора храм Успения Божьей Матери – памятник мужеству защитников города в период осады 1609 – 1611 годов.
    Возведение Успенского собора длилось в общей сложности около 100 лет.  Из-за просчетов в проектировании и строительных работах, когда высота сооружения достигла уже 25 м, алтарная стена отслоилась от фундамента.
    Строительство было завершено в 1732 – 1740 годах под руководством московского зодчего Антона Шеделя.
    Собор, который имел 7 глав, был освящен 13 августа 1740 года. Однако уже через десятилетие своды покрылись трещинами, а в 1760-е годы обрушились западные главы. В 1766 – 1772 гг. работами по ремонту и реконструкции храма руководил архитектор П. И. Обухов. Семиглавие было заменено на пятиглавие.






  Виды на Успенский собор с Большой Советской улицы:










    22 сентября 1772 года состоялось повторное освящение собора.




    Высота собора (до крестов) составляет более 69 метров, ширина – 42,6 м, длина фасада – 52 м.
Пилястры делят фасады здания на три прясла – в соответствии с членением внутреннего пространства рядами столбов на три нефа.




    Окна расположены  в два яруса: нижние, прямоугольные имеют арочные завершения, их наличники украшены завитками лент и стилизованными башенками; верхние, круглые (6 м в диаметре), - в ступенчатом оформлении.




























    Западный фасад венчает фигурный трехчастный аттик с росписью.
    На нем изображены местные святые – покровители Смоленска – святой Меркурий (справа) и святой Авраамий (слева). В центре композиции – Успение Богоматери.










    О святом Авраамии я обязательно расскажу в другой части своих «Заметок о Смоленске», в которой речь пойдет об Авраамиевом монастыре. А здесь считаю уместным немного подробнее остановиться на святом Меркурии.





    О нем и его подвиге рассказывается в древнерусском памятнике «Повесть о Меркурии Смоленском», составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливает тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорен во время Батыева нашествия, как многие другие русские города.

    В 1238 году татарские орды подошли к Смоленску, и хан Батый «ста от града за 30 поприщ, и многи святыя церкви пожже и християн поби и твердо вооружашеся на град той». И тогда один из воинов смоленского князя, по имени Меркурий, направляемый чудотворным образом Богородицы, вышел в поле, чтобы сразиться с лютым врагом. Он убил исполина-татарина, наводившего ужас на защитников города, и положил множество воинов хана Батыя.




    И вот после одержанной победы к Меркурию является некий «прекрасный воин», и защитник Смоленска «поклонися ему и вда все оружие свое и преклонив главу свою, и усечен бысть». Взяв свою отсеченную голову, Меркурий отправляется в город к Молоховским воротам и здесь у городского вала, возведенного в XII веке смоленским князем Ростиславом, находит вечное упокоение, а затем его тело переносят в собор Успения Богородицы. В нынешнем Успенском соборе до сих пор хранятся железные сандалии легендарного Меркурия.

Картина Н. К. Рериха (1918 г.)





    Подвиг святого Меркурия не избавил русскую землю от иноплеменников, это было лишь началом долгой упорной борьбы за независимость, но такое начало, которое уже заключало в себе провозвестье грядущей победы. Именно усекновение головы как символ мученической смерти, полного самоотвержения, на которое только способен человек, делало грядущую победу неизбежной.


    Пять глав собора сдвинуты к восточной части здания. Барабан центральной главы – глухой деревянный, четыре других, каменных, барабана являются световыми и прорезаны окнами. Барабаны увенчаны шлемовидными кровлями, над которыми возвышаются позолоченные главки на невысоких «шеях».






    Внутреннее помещение собора площадью более 2 тыс. кв. м разделено четырьмя мощными опорными столбами на три нефа. На высоте 18,65 м расположены хоры.
    Достопримечательностью храма является великолепный резной пятиярусный иконостас из липового дерева. Он был выполнен  в 1730 – 1740-х годах украинским резчиком Силой Михайловичем Трусицким и его помощниками в стиле украинского барокко.




    Справа у опорного столба расположена площадка, над которой помещена икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии (конец XVI XVII вв.), почитаемая как чудотворная.






История этой иконы весьма интересна.

    Главная святыня древнего Смоленска, по преданию, была написана евангелистом Лукой. Легенда утверждвет, что этот первописанный образ сначала находился в Иерусалиме, а затем был перевезен в Константинополь. Византийский император Константин, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой. Княгиня же Анна передада перед смертью эту семейную реликвию сыну, Владимиру Мономаху, под власть которого Смоленск отошел в 1070-х годах.
    Владимир Мономах поставил древнюю икону в основанном им в Смоленске первом каменном храме, ставшем затем кафедральным собором. Всколе икона Богоматери Одигитрии прославилась как чудотворная и была названа Смоленской.
    Она пережила множество войн, обрушавшихся на город стихийных бедствий, бушевавших здесь социальных конфликтов. Не раз ее увозили в Москву, спасая от иноверцев, но каждый раз возвращали в Смоленск. По свидетельству старожилов, первописанная икона Богоматери Одигитрии находилась в Успенском кафедральном соборе Смоленска еще в 1941 году, но в начале войны она бесследно исчезла при невыясненных обстоятельствах. Ныне ее местоблюстительницей является список, присланный Борисом Годуновым осенью 1602 года на освящение крепости. Эта икона предположительно была написана московским иконописцем Постником Ростовцем в 1535 году, и ее судьба не менее драматична.
    Годуновская икона сначала заняла свое место в киоте над главными, Фроловскими, воротами крепости. В 1728 году один из городских чиновников, некто Длотовский, устроил на свои средства деревянный надвратный храм на месте обветшавшей Фроловской башни, в который и поместили годуновскую икону.
    Во время Отечественной войны 1812 года, накануне сражения 4 - 5 августа, смоленский епископ Ириней увез первописный образ Одигитрии в Москву, откуда он позже был перевезен в Ярославль. А годуновский список находился в городе до отхода русских войск.
    На рассвете 6 августа прикрывавшая отход основных сил русской армии артиллерийская рота капитана Глухова, выходя из Смоленска, по распоряжению генерала А. П. Ермолова взяла этот образ Смоленской Божьей Матери с собой. На следующий день икона Одигитрии была доставлена в русский лагерь. Барклай-де-Толли в своих записках сообщает: "Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Она в торжественной колеснице, будет постоянно действовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон".
    Накануне Бородинского сражения, во время молебна, по приказанию фельдмаршала М. И. Кутузова икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии была торжественно обнесена по всем рядам русских войск.
    Годуновская икона находилась в третьей гренадерской дивизии до изгнания наполеоновской армии из Смоленской губернии, а затем 6 ноября 1812 года была возвращена в Смоленск.






    У северо-западного угла собора в 1766 – 1772 годах была возведена двухъярусная колокольня, нижний ярус которой включил в себя остатки колокольни XVII века.


















    Эта постройка, состоящая из двух четвериков, имеет фигурную выпуклую кровлю, увенчанную главкой на небольшом барабане. Нижний ярус оформляют колонны тосканского, а верхний – композитного ордера.

    Одновременно с колокольней была возведена каменная ограда вокруг Успенского собора с тремя арочными воротами и верхняя часть лестницы из гранита. Три нижних белокаменных марша построены в начале ХХ века.










    Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора. Каменная одноглавая базилика этого храма (архитектор М. Н. Слепнев, 1787 г.) была возведена на месте деревянного собора 1708 – 1712 гг., разобранного из-за ветхости в 1781 году.





    Прямоугольный в плане храм с полукруглой апсидой выдержан в духе раннего классицизма: его фасады оформлены пилястрами тосканского ордера, образующими портики, окна расположены в неглубоких нишах. Постройку венчает восьмигранный глухой барабан, восстановленный после Великой Отечественной войны деревянным.

    На вершине Соборной горы расположены интересные памятники гражданского зодчества XVIII века.
    Самым примечательным из них является двухэтажное каменное здание, поставленное над западным склоном холма, - бывшие архиерейские палаты, прекрасный образец барочной архитектуры.











    У подножия Соборной горы в 1954 году был разбит небольшой сквер имени М. И. Кутузова, в котором установили памятник великому полководцу (скульптор Г. И. Мотовилов).






    Правда, я бы отметил, что сам фельдмаршал, несмотря на то, что имел титул князя Смоленского, как это ни странно, в Смоленске не был ни разу. Но это уже другая история.

    Так что, продолжение «Заметок о Смоленске» следует…
    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.




Спасибо, подробный исторический обзор!
Можно в школе на уроке истории показывать, когда речь пойдет про 1812 год ))
И ведь никто из захватчиков не посмел нанести вреда собору, даже фашисты....
Необыкновенное место в России!
В том то и дело, что очень многие наши соотечественники знают историю (не говоря уже об истории архитектуры) намного хуже, чем большинство моих учеников.
Да и я все эти материалы на своих уроках, разумеется использую.
Что отечественную историю все знают на твердую двойку с двумя минусами - это я Вам гарантирую!
А уж про историю архитектуры можно и вообще вопросов не задавать. Потому, что получите встречный вопрос - а что такое АРХИТЕКТУРА ))
Григорий Васильевич, Вы слишком категоричны.
Что значит ВСЕ "отечественную историю знают на двойку"? Кто это ВСЕ?
И как Вы можете это гарантировать?!

Да я прекрасно знаю, что с историей архитектуры у многих (и даже очень многих) большие проблемы. Но, уверяю Вас, что уж мои ученики, по крайней мере, те, которые не прогуливали моих уроков (а таких мало), подобных вопросов не задают.

Со своей стороны, как историк, я тоже могу задать вопрос: а Вы сами уверены, что хорошо знаете отечественную историю?
Если бы мне задали такой вопрос, то я вряд ли, если хорошо подумать, твердо ответил бы: "Да!". Но не потому что я сомневаюсь в своих знаниях, а потому, что на этот вопрос ни один из уважающих себя историков утвердительно ответить не может.
Причина одна: история, как и любая наука, находится в постоянном поиске, конца которому нет и быть не может.

И я, когда бреюсь, смотрю в зеркало, а не на икону со своим изображением. )))
Спасибо, очень много интересной информации!
Собор этот замечательный, смотрю на него и дух радуется!
Пожалуйста!
Мне этот собор тоже очень понравился! Причем, что интересно, в реале он выглядит намного интереснее, чем на фотографиях. А так бывает далеко не всегда.