Преображенка.

Оригинал взят у danatapochkina в Преображенка. 2
Преображенская старообрядческая община, называемая теперь «Никольский единоверческий монастырь», расположена на улице Преображенский Вал прямо напротив Конструктивистского квартала. Есть «парадный» вход со стороны Преображенского Вала через надвратную Крестовоздвиженскую церковь, есть входы с Ковылинского переулка.
Надо сказать, что страсти вокруг старообрядчества кипели нешуточные, были и предательства, и нечто вроде своей «Варфоломеевской ночи», растянувшейся во времени, и пытки, и самосожжения, и много всего ещё было.

«Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации» (экспроприации).
Т.е.в результате раскола возникла оппозиция.
Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина». Большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина».
Одним словом, всё очень запущено запутано.
В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начнется активная физическая расправа. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев. Правительница Софья, именно по просьбе духовенства, собора 1681-82 года, издаст в 1685 году знаменитые «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев.
При Петре I в 1716 году были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учёта была предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое».
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие.
Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 г.
Но и сами раскольники старообрядцы не едины.

                                                                                  Старообрядчество
                          ___________________________________|___________________
                        |                                                                                                              |
                 Поповство                                                                                          Беспоповство
________________|_____________________                    ________________________|____________________________
|                               |                                         |                     |                                      |                              |                                |
Единоверие   Белокриницкое согласие    Беглопоповцы     Выгорецкая обитель    Любушкино согласие       Нетовцы                Федосеевцы
 ___________|____                                   |            ________|______                                                       |                                |
  |                               |                    Часовенные     |                           |                                         Самокрещенцы            Аристовцы
Окружники       Неокружники                  Поморское согласие    Филиповцы                          _______|_________
                                                                                                             |                                     |              |                  |
                                                                                    ____________|______            Дырники   Рябиновцы   Средники
                                                                                     |                       |            |
                                                                 Аароново согласие    Бегуны    Пастухово согласие

Преображенская община возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы. Возникла как братская могила для умерших староверов за Каммер-Коллежским валом (теперь Преображенское кладбище), деятельности крупных старообрядческих купцов, разрешения Екатерины Второй на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем (одна из крупнейших конфессий беспоповства), Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России.
В 1854 году община была закрыта и передана единоверцам (то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата), позднее сюда вернулись беспоповцы, а к концу ХХ века, в перепитиях советской эпохи Преображенская община стала центром сразу трёх главных беспоповских конфессий: поморской, федосеевской и филипповской. Так Преображенская община стала Никольским единоверческим монастырем.
Преображенская община отличается удивительным стилевым единством - это «ложная готика». Авторство построек долго приписывалось Баженову, ныне более достоверным кажется авторство архитектора Фёдора Соколова. «Ложная готика» - один из самых оригинальных стилей конца 18 века, у староверов вообще прижилась, видимо, по контрасту с «эллинским» классицизмом.

1.DSC03976.jpg

2.DSC03984.jpg

3.DSC03986.jpg

4.DSC03839.jpg

4.DSC03850.jpg

7.DSC03846.jpg

5.DSC03840.jpg

6.DSC03842.jpg

Бродить с фотоаппаратом по Никольскому монастырю можно где угодно совершенно беспрепятственно, никто не обращает никакого внимания на одежду женщин.

11.DSC03859.jpg

8.DSC03856.jpg

9.DSC03854.jpg

Храм был построен в 1784 году, и первоначально носил посвящение Успенский. В Никольский храм был переосвящен в 1854 году, тогда же был перестроен, в том числе получил ненужную беспоповцам апсиду. Ныне в здании церкви находятся два храма разных конфессий, разделённые глухой стеной: Никольская церковь новообрядцев «спереди» и Успенская поморская «сзади» - беспрецедентный случай!

10.DSC03857.jpg

12.DSC03860.jpg

13.DSC03863.jpg

14.DSC03866.jpg

15.DSC03869.jpg

16.DSC03870.jpg

Дальше вторая территория. А здесь..... :

01.DSC03912.jpg02.DSC03913.jpg

19.DSC03915.jpg

20.DSC03923.jpg

21.DSC03930.jpg

22.DSC03944.jpg

23.DSC03936.jpg

24.DSC03935.jpg

25.DSC03940.jpg

28.DSC03929.jpg

Ковылинский переулок, отделяющий территорию Преображенской общины от Преображенского же рынка, заканчивается Преображенским кладбищем - бывшее старообрядческое кладбище в Москве, до начала XX века — центр старообрядцев-федосеевцев.:

17.DSC03872.jpg

18.DSC03899.jpg

Основано оно во время эпидемии чумы 1771 года за Камер-Коллежским валом (ныне Преображенский вал, д.17а) одним из дворовых людей князей Голицыных, купцом И.А. Ковылиным.
На этом же кладбище он сам и был похоронен.

Основатель Филипповского толка беглый новгородский стрелец Фотий постригся в Выговском скиту под именем Филиппа. После смерти Даниила Викулова Филипп хотел занять место настоятеля скита, но общество избрало Семена Денисова. Филипп не подчинился Денисову, обличил его в разных неправильностях. Был собран собор старцев, который принял сторону Денисова. Филипп ушел из скита и увлек за собою человек 50, которые основали с ним собственный скит в нескольких верстах от Выговского. В это время была наряжена комиссия Самарина к поморцам. Выговцы согласились молиться за Государя. За это Филипп ожесточился на них. Правительственные войска окружили Филипповский скит на р. Умбе в 1743 г.

Филипповцы наотрез отказались открыть ворота. Тогда штурмовавшие решили выломать их. В ответ Филипп и около 70 человек его сторонников «подпустили огня» и сожгли себя. Это было первым обнаружением филипповцев правительством. Потом они сжигались в разных местах России за «соблюдение чистоты веры», защищаясь от «антихристовых слуг». Самосожжение даже выставлялось основным догматом. Аскетизм у филипповцев царил дольше и они слыли «крепкими христианами».
До 1917 г. филипповцы имели в Москве два храма. Один из них ныне закрыт, другой — снесен. Одной из общин тем не менее разрешили после упразднения её храма собираться в одном из помещений на Рогожском кладбище, а в 1940 г. передали им федосеевскую часовню на Преображенском кладбище.

26.DSC03901.jpg

27.DSC03907.jpg

Часовня выстроена в 1783—1785 гг. и стоит на государственной охране вместе с комплексом Преображенской общины под № 169. По последним исследованиям, часовня выстроена в 1805 г. архитектором Федором Кирилловичем Соколовым.
«В продолжение многих посещений кладбища нам никак не удавалось застать кого-либо из членов общины. Наконец, летом 1980 г. на Владимирскую в воскресенье наружная дверь оказалась отпертой, хотя вторая внутренняя так и осталась затворена. На стук вышел молодой человек в подряснике, сообщивший некоторые сведения, одни из них (о переезде общины) уже изложены выше. Из прочих любопытно было сообщение, что возглавляет общину старуха, а общая численность ее уже менее 20 человек, т.е. минимума, требуемого действующим законодательством о культах и, таким образом, часовня не закрывается лишь по долготерпению властей. Федосеевцы - соседи предлагали филипповцам объединение или хотя бы помощь, но те решительно отказались. Служба совершается только под праздники, начинаясь около полуночи и оканчиваясь к 6 часам утра; еще бывают отпевания для тех филипповцев, кого удается привезти сюда из других городов (община филипповцев все еще теплится в Кимрах). Всего по стране их осталось едва ли более сотни. На вопрос о том, не волнует ли их, что к 2000 г. ни одного филипповца уже не останется на Земле, юноша возразил, что у него нет уверенности, останется ли сама Земля к этому сроку.» (Источник)
На Преображенском кладбище находилась богатейшая библиотека сочинений о расколе, собранная купцом А. И. Хлудовым; хранились древние иконы (в том числе 1300 икон, собранных Е. Е. Егоровым), произведения древнерусского искусства.

Мои предки оставили нам, потомкам, одни сплошные загадки. Понятно, что впоследствии на этом кладбище хоронили всех подряд. Но не понятно, как моя бабушка - очень верующая женщина (как это правильно называется? Новообращенная?) - могла похоронить здесь своего первого мужа (моего деда), а потом и сына (моего папу). Т.е. именно она. Думаю, что для неё это имело значение. Как это случилось? Теперь уже не узнать.

Если идти по 3-ему Черкизовскому переулку к рынку, то справа будет небольшое двухэтажное здание, построенное по моде советских не то 60-ых, не то 70-ых. Была там в прошлой жизни химчистка самообслуживания. Очень удобная вещь! Я тоже что-то там чистила.
А притулилась она к старой кирпичной, выкрашенной в светлый цвет, стене с башенкой. И мало кто знает, что за этой стеной Федосеевская община. Монастырём её никто не называет, хотя, что же это, если не монастырь?

1.DSC03881.jpg

2.DSC03884.jpg

Федосеевская община отделена от Никольского монастыря автостоянкой и рынком. Она существует сама по себе. Когда я зашла только на территорию автостоянки (!), ко мне сразу же подошёл охранник:
- Вы куда? Туда нельзя.
- Посмотреть хочу. Интересуюсь историей, - честно сказала я.
- В таком виде нельзя, - сказал он, оглядывая мой полуголый сарафан (в тот день было ещё очень жарко).
- А у меня есть чем прикрыться. А хотя бы снаружи можно поснимать? - Спросила я, доставая из сумки фотоаппарат и оценивая между делом ракурс дома Кекушева.
- Снаружи можно, а внутри нельзя.
- Ну хотя бы пару кадров, тихонечко?
- Если увидят, что я пустил Вас с фотоаппаратом, мне попадёт.
- Я осторожно, чтобы никто не заметил. - И достала из сумки пляжное непрозрачное парео, накинула на голову и укутала им голые плечи, - Так годится?)
- Да.
Я была почти честна, сделала почти «два кадра». Ну, не совсем два..., но очень скромно.)
Территория была пустынна. И было неясно есть ли там вообще кто-нибудь. Помните эпизод из мультфильма «Снежная королева», когда Герда из непогоды открывает калитку, и оказывается в волшебном саду. Примерно так же себя чувствуешь, когда с пустыря попадаешь на территорию общины.
Через несколько минут из одного из зданий вышел мужчина с аккуратно подстриженной небольшой седой бородой и удивительно добрыми глазами:
- Вы к нам в гости?
- Да, хочу посмотреть. Очень уж у вас тут хорошо.
- Пожалуйста, смотрите.
- Спасибо!
- Солнышко, надо говорить «Спаси Бог».
- Хорошо. Спаси Бог!
Оттуда действительно не хотелось уходить. Чудесно ухоженный сад, идеально ухоженно каждое дерево и кустик, груши и яблони, свесившие ветви под тяжестью плодов, тишина и покой, и ни души. Островок умиротворения посреди большого и шумного города. И всё же немного мешала навязчивая идея, что за мной могут наблюдать.

3.DSC03951.jpg

4.DSC03955.jpg

5.DSC03958.jpg

6.DSC03960.jpg

7.DSC03965.jpg

8.DSC03971.jpg

9.DSC03962.jpg

10.DSC03969.jpg

11.DSC03964.jpg

12.DSC03972.jpg

13.DSC03967.jpg

На обратном пути, выйдя за калитку, я сняла с себя «спецснаряжение» в виде парео. У сторожки охранника мне снова встретился тот седой мужчина:
- Солнышко, если понравилось, приходи. Только оденься так же, как там, - намекая на мой откровенно вырезанный сарафан.
Рассказал, что служба (не помню точно, это ли слово он употребил) уже закончилась, все разъехались. Рассказал, как надо вести себя во время службы, как держать руки в храме.

А у меня в семейном архиве сохранилось фото. На нём моя бабушка со старшими детьми и прабабушка. О прабабушке я не знаю ничего, даже не знаю её имени.
Недавно разглядывали старые фото с родственниками, и моя вновь обретенная племянница спросила:«А они не старообрядцы были? Так одевались и застегивали платки только старообрядцы». А ведь, наверное, и правда?

1002.jpg



***При написании поста использованы материалы:
http://varandej.livejournal.com/200765.html
http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html
Википедия
     
Интереснейший рассказ! Кое-что из этого я знал, но кое-что узнал впервые.
Два, наверное - это одно из самых уникальных мест в Москве. И очень ухоженное и тихое. Наверное, приходящие сюда люди отдыхают душой. В наш сложный и беспокойный век человеку, как и во все времена, нужно сочувствие и духовная поддержка.

Храм на две разные веры - это невероятное сочетание ))

В архитектуре все таки очень сильно баженовско-казаковское влияние, во многих сооружениях.
Так что я, ничто же сумняшеся, дописал в метки и это "романтическое" направление, тем более что у большинства оно и называется в народе "ложной готикой".
Спасибо, читал как Мельникова-Печерского, запоем ))
А уж сколько нового я сама для себя открыла!)))
Во-первых, я никогда не знала, что же за той желтенькой стеной, никогда раньше не бывала на территории Федосеевской общины.
И потом, я и не предполагала, что со старообрядчеством всё так сложно и запутанно, какие невероятные события связаны с расколом. Кое-что, конечно, знала, но очень поверхностно. Оказалось, что существует масса непривычных терминов, связанных со старообрядчеством.
Сил не хватило зайти в храм св. Николая Чудотворца в Никольском монастыре. А в Федосеевской общине храм был уже закрыт. Хочу как-нибудь специально туда приехать, чтобы зайти внутрь.
О старой фотографии - да, слышал, что старообрядцы платок застегивают булавкой. Узел завязывать нельзя, что-то там нехорошее с узлом связано .....
Вам несказанно повезло, что удалось попасть на территорию, закрытую буквально для всех. Какие-то волшебные слова Вы все-таки знаете ))
Мне даже фотографировать ворота и стену снаружи и то не позволили, снял только издали. А Вы и на территории все посмотрели. )))
Плохое настроение у меня бывает нечасто, обычно я добрейшей души человек.))) Я им понравилась.)))
Шучу.)
А может, на мне что-то генетически от старообрядцев отпечаталось.))) Может, понравилось, что я замоталась в парео не завязывая узлов.

Получается, не зря рассказывают истории о строгости федосеевцев. Я даже не поверила, когда читала такие рассказы.

Кстати, просто замечательно, что Вы добавили в метках стили, я в них не очень сильна.)
Какие шутки? Может быть действительно на Вас есть некий отпечаток старообрядческой линии, некий исторический подтекст. Нам он неведом. А у них другой взгляд, может быть они "своих" чуют за версту. "наш человек, из истинноверующих" ..... У них же вера переходит по наследству, от дедов к внукам ит.д. ))
так можно сказать.....
Уж не знаю, какие такие на мне отпечатки...))) Но, судя по мне и моим родственникам, ничего нам не передалось по наследству.) Бабушка (та, что на фото еще молодая) вообще была "комсомолкой 20-ых годов".
Разве что родной сестре что-то перешло. Но она при, ныне ставшей "традиционной", церкви. А мое негативное отношение к РПЦ (не к вере) скорее обусловлено ее коммерциализацией как объективной реальностью.
Очень интересный рассказ и место удивительное! Спасибо!
Хочу отметить, что несколько раз сталкивалась с тем, что старообрядцы (вот только не знаю, какие именно) благожелательно относятся к интересующимся и приглашают зайти в храм, и даже дают брошюрку о старообрядчестве и о том, как вести себя в храме.
Вот выяснилось, что старообрядцы разные, и ведут себя по отношению к интересующимся по разному.)
А я раньше никогда со староверами не сталкивалась, и имела о них смутное представление.